Аннотация к модифицированной программе дополнительного образования "Художественная гимнастика"
Аннотация к рабочей программе по художественной гимнастике для тренировочного этапа
Рабочая программа по художественной гимнастике для тренировочного этапа МКУ
ДО «ДЮСШ ЗМР» составлена в соответствии: с Федеральным законом в Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации", постановлением Главного государственного врача эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», с Уставом МКУ
ДО «ДЮСШ ЗМР» (далее – учреждение) на основе документов, определяющих содержание дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта: Приказ Министерства спорта РФ от 12.09.2013 г. № 730 “Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам”,
Приказ Министерства спорта РФ от 27.12. 2013 г. № 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Художественная гимнастика-это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Россия - родина художественной гимнастики. Предмет национальной гордости.
Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.).
Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц. Упражнения художественной гимнастики соответствуют особенностям женской моторики, их способности к выполнению мягких, плавных движений, танцевальных по характеру. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяют применять их в занятиях с группами различного возраста и разной подготовленности. Художественная гимнастика развивает гибкость, выносливость, ловкость, дисциплинирует человека, совершенствуя его тело, учит владеть им красиво и грациозно, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире. Художественная гимнастика воспитывает у детей и морально-волевые качества - целеустремленность, трудолюбие, самодисциплину и умение работать в команде. Это важные факторы в спортивной жизни. Впрочем, не только в ней. И это тоже остается навсегда.
Упражнения художественной гимнастики используются в занятиях другими видами гимнастики и различными видами спорта как одно из средств общей и специальной подготовки женщин.
Рабочая программа включает в себя следующие предметные области: теорию и методику физической культуры и спорта; общую и специальную физическую подготовку; избранный вид спорта; хореографию и акробатику.
Основными формами тренировочного процесса являются:
- групповые тренировочные занятия;
- теоретические занятия;
- контрольные испытания; - самостоятельная работа; - соревнования.
Дополнительные формы тренировочного процесса:
- тренировочные сборы;
- участие в спортивно-массовых мероприятиях (эстафеты, игры, конкурсы, викторины и др.).
Формы промежуточной аттестации обучающихся:
- прохождение практических контрольных испытаний по ОФП И СФП.
- участие в соревнованиях различного уровня.
Продолжительность этапа – 5 лет. Переход с этапа на этап предусматривает выполнение программно-нормативных требований.
Продолжительность этапа, минимальный возраст лиц для зачисления на этап и минимальное количество лиц, проходящих подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта художественная гимнастика.
Этапы спортивной подготовки |
Год обучения |
Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) |
Наполняемость групп (человек) |
Тренировочный этап |
1 |
9 |
10-14 |
|
2 |
10 |
10-14 |
|
3 |
11 |
8-12 |
|
4 |
12 |
8-12 |
|
5 |
13 |
8-12 |
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные и спортивно-оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, проводить учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объёмы недельной нагрузки могут быть увеличены. В соответствии с финансовыми возможностями школы и по согласованию с учредителем рекомендуется направлять в спортивные лагеря лучших спортсменов, выполнивших контрольно-переводные нормативы. Для остальных обучающихся устанавливаются каникулы продолжительностью 8 недель, во время которых спортивная форма поддерживается по рекомендациям тренера.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных школах. Обучение осуществляется в спортивных группах, наполняемость которых регулируется требованиями этапами подготовки, правилами техники безопасности и санитарногигиеническими нормами и закреплена приказом МКУ
Возрастные особенности обучения и тренировки занимающихся 9-11 лет
Возрастные особенности |
Методические особенности |
1.Существенно развиваются двигательные функции, по многим параметрам они достигают очень высокого уровня, создаются благоприятные предпосылки для обучения и развития двигательных способностей. |
-Необходимо эффективно использовать этот возрастной период для обучения новым, в том числе сложным движениям, и для развития основных физических способностей: координации, гибкости, быстроты, прыгучести. |
2.Значительного развития достигает кора головного мозга и 2-я сигнальная система. |
-Все большее место должен приобретать словесный метод обучения. |
3.Силовые и статические нагрузки вызывают быстрое утомление. |
-Целесообразен скоростно-силовой режим тренировки / максимум за определенное время/. Статические нагрузки давать в ограниченном объеме. |
Режим занятий: ТГ-1 и ТГ- 2 – 12 часов в неделю
Общее количество часов в год: ТГ-1 и 2 года-504 часа
Гимнастки 9-11 лет, (занимающиеся на II этапе специализированнойподготовки, тренировочные группы 1 и 2 года обучения) отличаются высокой пластичностью организма, повышенными способностями к обучению и сенситивным периодом для развития координации и ловкости, быстроты и пассивной гибкости.
Цель II этапа специализированной подготовки гимнасток 9-11 лет заключается в том, чтобы создать надежную базу двигательных умений и навыков. Основные задачи специализированной подготовки гимнасток:
1.Гармоничное развитие специальных физических способностей: координации и ловкости, гибкости и равновесия, быстроты и прыгучести в рамках возрастных возможностей.
2.Прочное закрепление базовых навыков на основных упражнениях без предмета, с предметами, хореографических и танцевальных.
3.Основательная, детальная хореографическая подготовка средней сложности.
4.Базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов средней трудности по всем видам многоборья.
5.Формирование умения понимать музыку, разбираться в основах музыкальной грамоты и согласовывать движения с музыкой.
6.Базовая психологическая подготовка: развитие психических функций и качеств, психологическое обучение.
7.Начальная тактическая и теоретическая подготовка.
8.Регулярное участие в соревнованиях и показательных выступлениях.
Основными средствами специализированной подготовки гимнасток 9-11 лет являются:
1.Классическая разминка в партере и у станка.
2.Базовые элементы равновесно-вращательной и прыжково-акробатической подготовки.
3.Фундаментальные элементы в упражнениях с предметами.
4.Соревновательные комбинации по трудности III, II и I разрядов.
5.Комплексы специальной физической подготовки.
6.Музыкально-двигательные занятия по всем основным темам.
7.Занятия по психической и тактической подготовке.
8.Регулярные соревнования по физической, технической и спортивной подготовке.
9.Комплексное тестирование по видам подготовки.
Для II этапа специализированной подготовки характерно увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 3 часа.
Возрастные особенности обучения и тренировки занимающихся 12-13 лет
Возрастные особенности |
Методические особенности |
Наблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит оформление фигуры. |
Необходимо бороться с чрезмерным повышением массы тела с помощью диет и осторожным повышением нагрузок. |
2. Осуществляется перестройка в деятельности опорно-двигательного аппарата, временно ухудшается координация и другие физические способности. |
Тем не менее необходимо осваивать новые движения, совершенствовать ранее изученные и планомерно наращивать скоростно-силовую подготовку. |
3.Отставание в развитии сердечнососудистой системы приводит к повышению |
Необходимо внимательно дозировать нагрузку, заботиться о восстановлении и |
давления, сердечного ритма, быстрой утомляемости. |
отдыхе, регулярно осуществлять врачебный контроль. |
4. В поведении подростков отмечается преобладание возбуждения над торможением, реакция по силе и характеру часто неадекватно раздражителю. |
Важнейшая задача - воспитание «тормозов» Для этого необходима спокойная обстановка, доброжелательность, понимание, терпение, но не снижая требовательности. |
Целью III этапа углубленной подготовки гимнасток(тренировочные группы 3, 4 и 5 годов обучения) является плавный переход от спокойно текущей учебной работы к интенсивным тренировочным занятиям, от умеренных технических требований к сложным и сверхсложным элементам.
На данном этапе подготовки должны тренироваться наиболее перспективные, одаренные гимнастки и в условиях, соответствующих цели.
Основные задачи этапы углубленной подготовки:
1.Совершенствование специально-физической подготовленности гимнасток, особенно активной гибкостью и скоростно-силовых качеств.
2.Постепенное повышение функциональной подготовленности: планомерное освоение тренировочных нагрузок, вдвое превосходящих соревновательные.
3.Повышение надежности/стабильности/выполнение базовых элементов.
4.Освоение сложных и сверхсложных элементов.
5.Повышение качества исполнения всех хореографических форм – классически, народных, современных в усложненных соединениях.
6.Поиск индивидуального исполнительного стиля, активизация творческих способностей.
7.Приобретение опыта формирования предстартовой «боевой готовности», саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.
8.Углубленная тактическая и теоретическая подготовка.
9.Активная соревновательная практика на соревнованиях все более и более крупного масштаба: город, регион, республика, страна, международные турниры и официальные соревнования.
Основными средствами углубленной подготовки гимнасток 11-13 лет являются:
тренировочные занятия, повышающегося объема и интенсивности.
Индивидуальные постановочные занятия.
Скрупулезная отработка соревновательных элементов, соединений и комбинаций.
Комплексы СФП на активную гибкость и скоростно-силовые качества.
Теоретические занятия по видам подготовки.
Психологический тренинг и тактические учения.
Модельные тренировки.
Практика по реализации соревновательных задач.
На этом этапе целесообразно тренироваться 6- 8- раз в неделю, то есть иметь 2 (двухразовых) тренировочных дня, приемлемых для решения вышеназванных задач, условий.
Режим занятий: ТГ- 3,4,5 годов – 18 часов в неделю Общее количество часов в год: ТГ- 3,4,5 годов – 756 часов